карта сайта
Контакты Главная рассылка новостей контакты Библиотека Рассылка новостей

  
Главная Новостная лента Новости гидрогеологии Дон экстремально загрязнен. Воронежский экологический департамент поделился с общественностью печальными выводами
  



Информация

Подписка на гидрогеологические новости


Дон экстремально загрязнен. Воронежский экологический департамент поделился с общественностью печальными выводами

Основные экологические проблемы Воронежской области связаны с эксплуатацией водных ресурсов. Речь идет о нарушениях при работе очистных сооружений, вызывающих рост загрязнения рек, об обмелении и исчезновении водоемов. Соответствующие выводы следуют из доклада о состоянии окружающей среды в 2019 году, который опубликовал департамент природных ресурсов и экологии региона. Как следует из документа, состояние атмосферного воздуха существенно ухудшается только весной и летом, а остальные проблемы разрешимы или носят частный характер.
Доклад регионального экологического департамента занимает 250 страниц, почти половина из них - информация о качестве среды и состоянии природных ресурсов. Судя по обнародованному документу, превышение суточных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в 2019 году происходило в основном весной и летом. Значительные разовые превышения выявлялись в Воронеже. Например, вдвое по пыли, в 1,4 раза по фенолу и в 1,32 раза по формальдегиду. Но зафиксированные негативные показатели все равно лучше уровня 2018 года. В целом загрязненность воздуха в областном центре снизилась с высокой до повышенной.


Большую часть проблем в департаменте природных ресурсов связывают с водными ресурсами и их использованием. Объем сброса сточных вод в 2019 году составил 229 млн кубометров (чуть меньше уровня 2018-го). В то же время растет доля недостаточно очищенных стоков (со 118,8 млн до 119,2 млн кубометров). В реки Воронежской области в 2019-м слили свыше 120 тыс. тонн загрязняющих веществ (годом ранее - 114 тыс. тонн). А в качестве основных загрязнителей в докладе называются ООО «РВК-Воронеж», концессионер водоканализационного хозяйства Воронежа (сливает воду в Дон), ООО «Левобережные очистные сооружения» (эксплуатирует Воронежское водохранилище) и пять предприятий в сельских районах. За год существенно вырос сброс в реки марганца (более чем втрое), по другим веществам рост - не выше 30%. Зато почти вдвое уменьшился сброс фенола-гидроксибензола, наполовину - трехвалентного хрома, никеля и кадмия.
Самым загрязненным водоемом в регионе остается Воронежское водохранилище, состояние воды в нем оценивается в диапазоне от загрязненного до грязного. Состояние водохранилища в экологическом департаменте объясняют большой промышленной нагрузкой и сниженными процессами самоочищения. Дон оценивается в диапазоне от загрязненного до экстремально грязного. Положительно по качеству воды выделяется Усмань, а Икорец существенно загрязнен в районе стоков санатория имени Цюрупы.
«На территории региона насчитывается 40 очистных сооружений, но только некоторые из них в отдельные кварталы достигают установленных допустимых показателей нормативов качества сброса», - констатируют в департаменте. Качество питьевой водопроводной воды за год немного улучшилось по микробиологическим показателям. Зато по химическим - по-прежнему не соответствуют нормам свыше 32% (а в Бобровском районе - так и вовсе более 73%) проб. На качестве питьевой водопроводной воды сказываются прямые загрязнения, природное повышенное содержание железа, марганца и бора, загрязнение из-за изношенности сетей. 
Как утверждается в докладе, отдельные воронежские реки из-за захламленности и зарастания могут полностью или почти исчезнуть, что чревато подтоплениями в половодье. Речь идет, к примеру, о Тавровке и Песчанке на левом берегу Воронежа. Так, Песчанка часто затапливает участок трассы Курск-Саратов из-за отсыпки берега для расширения автостоянки. Но у крупных рек тоже есть проблемы. Скажем, Дон в районе Кривоборья Рамонского района пострадал от размытия берега, а Воронеж у села Карачун (тоже Рамонский район) - от строительства коттеджей. Дело в том, что вынимаемый грунт смывался в реку и в результате образовался остров, который сместил течение и вызвал дальнейшее обрушение берега. Также сместилось течение в протоке Кирпичной на Дону: в 2005-м ради восстановления старого русла ее перегородили затопленной баржей, но течение обошло протоку и размыло берег. Впрочем, в последние годы экологический департамент организовал работы по расчистке русел, проводит экологическую реабилитацию водоемов и берегоукрепительные работы.
В остальном, как утверждается в докладе, системных экологических нарушений в Воронежской области нет. Колебания органического вещества в почвах незначительны, радиационная обстановка - в пределах нормы. Ресурсы подземных вод достаточны, но отдельные нарушения требуют дополнительного внимания. В частности, в конце 90-х в Острогожске обнаружили загрязнения подземных вод нитратами, но к настоящему моменту информация о качестве подземных вод отсутствует. В селах Кучеряевка и Толучеево Бутурлиновского района в 2012 году выявили загрязнение вод ядохимикатами, и в дальнейшем ситуация осталась без контроля. Зато параллельно проведению мусорной реформы идут работы по рекультивации свалок, внедряется раздельный сбор мусора (в части пластика).
В 2019-м предприятия Воронежской области выбросили в воздух 105 тыс. тонн загрязняющих веществ (в 2018-м - на 8 тысяч меньше) - но только за счет включения в отчетность новых объектов. Однако на автотранспорт приходится в два с половиной раза больше. Причем количество автомобилей в регионе очень быстро растет. Если в 2017 году автопарк воронежцев пополнился на 20,6 тыс. единиц, в 2018-м - на 24,8 тысячи, то в 2019-м - сразу на 65,9 тысяч. К началу 2019-го в Воронежской области было свыше 1,03 млн автомобилей. Но в департаменте природных ресурсов и экологии не видят причин для беспокойства: выбросы от автотранспорта снизились с 262 тыс. тонн в 2018-м до 176 тыс. тонн в 2019 году. Причина - рост доли автомобилей с более высоким экологическим классом. На машины пятого-шестого экологического класса в 2015 году пришлось 8% воронежского автопарка, а в 2019-м - уже почти 17%. Более половины машин выпущены свыше десяти лет назад, но не все они, как полагают чиновники, участвуют в движении.
Председатель региональной общественной организации «Центр экологической политики» Надежда Стороженко, в 2009-2012 годах руководившая управлением по экологии и природопользованию в команде бывшего губернатора Алексея Гордеева, считает, что дополнительного внимания властей требуют возросшее воздействие автотранспорта на окружающую среду и вовлечение населения в ответственное отношение к отходам. «Именно автотранспорт, а не промышленность является доминантой в плане воздействия на атмосферу, - уверена госпожа Стороженко. - Колоссальная динамика роста числа транспортных средств известна. За последние 25 лет их количество в регионе выросло со 161 тысячи до 1,083 млн единиц, а Воронеж занимает четвертое место в стране по количеству автомобилей на тысячу человек. Разумно было бы следовать мировым тенденциям замещения личных машин общественным транспортом».
Как полагает Надежда Стороженко, власти могут стимулировать ответственное обращение населения с твердыми бытовыми отходами: «Пропаганда разумного отношения к формированию отходов и их раздельного сбора на территории Воронежской области явно недостаточна. Необходимая информация не доводится до каждого человека, хотя во всем мире ее не стесняются распространять любым способом - от листовок до видеозаписей. И у наших властей есть инструменты, чтобы изменить ситуацию, - начиная от информирования и заканчивая экономическим стимулированием»
Источник - Четыре пера




Поиск главная контакты карта сайта