Главная Новостная лента Новости гидрогеологии Составлена полная геоморфологическая карта Титана

Составлена полная геоморфологическая карта Титана

На основе данных аппарата «Кассини», изучавшего Сатурн и его спутники с 2004 по 2017 год, ученые составили первую геоморфологическую карту поверхности Титана (самого большого спутника Сатурна). Это единственное за исключением Земли небесное тело, на поверхности которого обнаружена жидкость, — моря и озера Титана состоят из жидких углеводородов. Несмотря на различия в составе, температуре и тяготении между Землей и Титаном, многие формы его рельефа оказались очень похожими на земные.
Титан, крупнейший спутник Сатурна, был открыт в 1655 году голландским астрономом Христианом Гюйгенсом. Естественно, в те времена возможности телескопов не позволяли рассматривать такие далекие небесные тела в деталях. Но и много позже, уже в конце XX века, даже при помощи космических обсерваторий не удавалось получить качественные снимки его поверхности. Причина — очень плотная атмосфера, наличие которой было установлено в 1944 году Джерардом Койпером. Ситуация изменилась только с прибытием к Сатурну в 2004 году АМС «Кассини-Гюйгенс».
На радарных изображениях, полученных 21 июля 2006 года, в северном полушарии Титана были обнаружены «бассейны», заполненные жидкими углеводородами (метаном или этаном). Это был первый случай обнаружения жидкости на поверхности небесного тела, отличного от Земли.

За период с 2004 по 2017 годы станция «Кассини» совершила 127 сближений с Титаном, в результате чего были в подробностях изучена практически вся его поверхность.
Ученые-планетологи во главе с Розали Лопес (Rosaly Lopes) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) недавно завершили обработку данных, полученных при помощи радара, инфракрасного спектрометра и системы камер, установленных на борту «Кассини». На их основе ученые построили полную геоморфологическую карту поверхности Титана в масштабе 1:20 000 000. Для отдельных областей были сделаны более детальные карты с масштабом 1:800 000. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Astronomy.
Проанализировав особенности элементов рельефа Титана, ученые пришли к выводу, что его поверхность была сформирована под воздействием тех же процессов, что и на Земле, где главным рельефообразующим фактором является вода. Только на Титане роль воды выполняют жидкие углеводороды. Там есть озера и моря, текут реки и идут дожди. Помимо гидрологического фактора, по мнению исследователей, важную роль играли и такие геологические процессы, как импактное кратерообразование, ветровая эрозия, аккумуляция рыхлых осадочных отложений, атмосферные осадки, тектоника и, возможно, криовулканизм.
Сложность картирования поверхности Титана связана с тем, что атмосфера планеты, состоящая из азота и метана, непрозрачна для оптических приборов. Поэтому ученые использовали методы радиолокационного синтезирования апертуры (РСА) и инфракрасной спектрометрической съемки, позволяющие получать снимки поверхности независимо от оптической видимости. Сравнительный анализ интерпретации данных этих двух методов позволил авторам восстановить рельеф и на тех участках, где были данные только одного из них.
Источник - «Элементы»