карта сайта
Контакты Главная рассылка новостей контакты Библиотека Рассылка новостей

  
Главная Новостная лента Новости гидрогеологии России нужна централизованная система управления водными ресурсами
  



Информация

Подписка на гидрогеологические новости


России нужна централизованная система управления водными ресурсами

 В начале 90-х годов ХХ века в России был сделан выбор в пользу свободы. На первом плане оказались интересы нефтяной, газовой, алмазной отраслей. Если в сфере твердых полезных ископаемых, лесного и почвенного фондов страны начали проводиться некоторые природоохранные мероприятия, то безопасность водных ресурсов на гигантских пространствах России оказалась под угрозой. О воде просто забыли.
В документах Третьего международного форума «Чистая вода» говорится: «развитие промышленности, энергетики, транспорта, сельского и коммунального хозяйств привело в России к существенным нарушениям естественного режима поверхностных и подземных вод, резкому ухудшению их качества, обострению экологической обстановки, появлению зон с острым водным дефицитом». Именно поэтому комплексное использование, охрана и восстановления водных ресурсов России, являющихся частью ее национальной безопасности, требуют централизации.
Приходится констатировать, что общество относится к воде, мягко говоря, несерьезно, предается забвению тот факт, что вода – основа жизни. Хищническое, безграмотное и безнравственное отношение к природным ресурсам привели к современному коллапсу всей водохозяйственной сферы Российской Федерации. Водный сектор, который не был совершенным и при советской власти, окончательно распался на множество изолированных ячеек, все быстрее от мирового научно-технического прогресса.
Россия – одна из наиболее богатых водными ресурсами стран мира. По ее территории протекают более 2,5 млн рек общей протяженностью свыше 8 млн км. На территории России находятся 2,7 млн озер и эксплуатируются 2290 водохранилищ. Суммарные естественные ресурсы пресных вод Российской Федерации оцениваются в 7770,6 куб. км в год. Среднемноголетние ресурсы речного стока составляют 4270,6 куб. км в год, или 11% мирового речного стока. Из общего объема речного стока страны на Сибирь и Дальний Восток приходится 71%, в то время как на наиболее развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношениях районы – Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский и Уральский – только 17%. В расчете на одного человека это 144 тыс. куб. м и 11 тыс. куб. м в год. Среднемноголетние водные ресурсы озер составляют около 26,5 тыс. куб. км, что составляет 20% от мировых запасов поверхностных пресных вод.
По годовому внутреннему возобновлению запасов пресной поверхностной воды Россия стоит на втором месте (боле 4000 куб. км в год) после Бразилии, а объем современных естественных ресурсов подземных вод в России составляет около 1000 куб. км в год. Подземные воды, защищенные от загрязнения, имеют огромное стратегическое значение в период чрезвычайных ситуаций. Составление кадастра водных ресурсов России, в том числе с оценкой объемов поверхностных и подземных вод, является первоочередной задачей при реорганизации водной отрасли государства.
В настоящее время в России не существует единой системы управления водным хозяйством. Оно раздроблено и управляется отдельными министерствами и ведомствами, владеющими в основном производственными фондами. Сотни разрозненных государственных организаций и филиалов дублируются. На одном гидроузле могут работать несколько эксплуатирующих организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам.
В то же время водопользователи отстранены от участия в управлении водным хозяйством. Это не позволяет проводить единую техническую политику в области безопасности на водных объектах, что ведет к неэффективности использования государственного имущества и создает предпосылки для техногенных катастроф.
Перечисленные негативные явления привели к тому, что каждый второй житель в России вынужден использовать питьевую воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. Почти треть населения страны пользуется децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки. Это прямой путь к заболеваниям и сокращению продолжительности жизни.
Отсутствие единой системы управления водным хозяйством в России с 90-х годов ХХ века привело к прекращению сотрудничества с 60 зарубежными странами Африки, Азии и Латинской Америки в области водного хозяйства, утрате авторитета России в этих странах и существенным экономическим убыткам.
Перспективы развития водного хозяйства предопределяет необходимость создания принципиально новой системы управления, базирующейся на централизации управления экономическими механизмами, адекватными рыночным условиям. Вода, изъятая из водного объекта, становится товарно-материальной ценностью, за которую потребитель должен платить. Введение справедливой цены на водные ресурсы, а также адекватной платы за воздействие на водные ресурсы не может отрицательно повлиять на конкурентоспособность российских товаров по признаку «качество». Конкурентоспособность, достигаемая за счет «бесплатности использования природной среды» и «почти бесплатности труда работников водного хозяйства», ведет к разрушению природы, утрате производственных фондов водного хозяйства и потере квалифицированных кадров. А это, в свою очередь, приведет в перспективе к потере конкурентоспособности российских товаров и по признаку «качество», и по признаку «количество». Поэтому с введением договорных отношений при использовании водных ресурсов и охране окружающей среды должна возрасти правовая и финансовая ответственность собственника и водопользователя.
Организация такой компании позволит обеспечить экономические и технические условия для модернизации инфраструктуры водной отрасли без привлечения бюджетных средств, обеспечит дополнительную стяжку гигантского государства по природно-территориальному признаку. По экспертным оценкам, упорядочение взимания платы за водные ресурсы позволит инвестировать в отрасль до 300 млрд рублей до 2020 года, что с учетом мультипликативного эффекта в других отраслях экономики даст увеличение национального дохода на 1 трлн рублей. Такая компания – «национальный чемпион» будет способствовать эффективному проведению отраслевой государственной политики по обеспечению безопасности страны в водной сфере, позволит восстановить утерянные позиции в области строительства и эксплуатации объектов водной инфраструктуры за рубежом.
Изучение и использование водного ресурса как субъекта экологического права, имеющего различные структурные и пространственно-временные координаты (подземные водоносные горизонты, мировой океан, моря, реки, озера и ледники, воздушный водно-капельный бассейн) всегда вызывали у исследователей и большой интерес, и большие трудности. Минимизация таких трудностей – задача новой системы управления водным хозяйством.
В России имеется положительный опыт реализации крупных инфраструктурных проектов лидеров национальной экономики (РЖД, Газпром, Росатом), который может быть заимствован при создании единой отраслевой структуры управления в водном секторе государства. Цель создания такой корпорации – обеспечение национальной безопасности страны в водной отрасли.
Создание специализированной национальной компании с государственным участием в области водных ресурсов России позволит системно упорядочить взаимоотношение субъектов Федерации и водопользователей в условиях развития многоукладных экономических отношений в современной России и обеспечить дополнительную стяжку гигантского государства по природно-территориальному признаку, укрепить вертикаль власти, восстановить международные связи в области водохозяйственного строительства.
Следует также подчеркнуть, что водохозяйственные структуры страны, не имеющие опыта рыночных отношений и не вошедшие в упомянутую национальную компанию при взаимодействии с западными корпорациями в рамках Всемирной торговой организации, могут оказаться неконкурентоспособными и легко поглощенными этими корпорациями.
Сбалансированный подход к управлению водными ресурсами позволит избежать разрушения этих базовых материальных ценностей России.

Ю.Г. Богомолов,
С.М. Голубев,
Росгидрогео,

Источник - ТПП-Информ



Поиск главная контакты карта сайта