карта сайта
Контакты Главная рассылка новостей контакты Библиотека Рассылка новостей

     



Информация

Подписка на гидрогеологические новости


Кавказ жаждет азовской воды

 На Cеверном Кавказе возникла новая инициатива, как улучшить социально-экономическое положение региона. Корпорация промышленников и предпринимателей «Ватан» при поддержке Международного фонда содействия экономическому развитию им. Н.К. Байбакова, Академии геополитических проблем, СРО «Гильдия строителей Северного Кавказа» и др. разработала «Концепцию стратегии геополитического развития Северного Кавказа». В центре концепции – проект создания 700-километрового судоходного канала «Евразия», который соединит Каспийское море с Азовским. Идея такого строительства поднималась еще в 50-е годы прошлого века, но возражения ученых и инженеров возымели действие: его реализация была отложена.
Однако в наше время масштабных проектов, финансируемых из бюджета, такого рода планы получили понятную притягательность. В 2010–2012 годы идея канала обсуждалась в правительственных структурах и в экспертном сообществе. Было решено сосредоточиться на доработке и последующей реализации проекта параллельной нитки Волго-Донского канала.
Но его северокавказская альтернатива по-прежнему продвигается. Президент Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиев убежден в эффективности проекта. Он уверен, что канал резко повысит загрузку портов Дагестана. Предполагается, что «портово-причальный комплекс будет построен вблизи Кизлярского залива на севере дагестанского побережья Каспия, а по периметру канала будут созданы 18 промышленных кластеров». По его прогнозам, среднегодовые перевозки по «Евразии» составят до 40 млн тонн нефти и нефтепродуктов. В дополнение к этому «предусмотрено строительство нефтепровода вдоль канала с попутной врезкой в нефтепровод Баку – Кизляр – Армавир – Тихорецк – Новороссийск». А поскольку основной функцией проекта будет транспортировка углеводородного сырья, то близ канала появится нефтеперерабатывающий завод на 5 млн тонн нефти в год.
В целом этот «коридор» должен обеспечить транспортировку более 50 млн тонн нефти и продуктов ее переработки в страны Черноморского, Средиземноморского бассейнов и Западной Европы. Канал должен пройти по уже существующему водному пути по Манычу и далее по Кумо-Манычской впадине и реке Кума. Гидрографическая сторона проекта также оказалась проработана. Канал будет питаться водами Терека, Кумы и Маныча, а также Кубани и Дона. По мнению экспертов корпорации, выгоден подвод паводковых и «излишних» водных ресурсов к шлюзованию канала. Хотя, по имеющимся оценкам, реки Терек, Кума и Маныч числятся в лидерах по темпам обмеления с середины 1980-х годов. Излишних ресурсов просто нет.
Учитывая неравномерность сезонного стока на пути подводящих водоводов планируется устраивать водоемы-регуляторы расходов воды, «которые системно будут использоваться для нужд сельского хозяйства в весьма засушливых районах Северного Кавказа. Это позволит вовлечь в сельхозоборот более 800 тыс. га. Вдобавок эти проекты позволят стабилизировать паводки».
Но имеются и прямо противоположные оценки
Так, по данным информационно-аналитического агентства «Малые реки России», включение в планирующийся канал реки Кума грозит уничтожить на ней нерестилище рыб ценных пород. Уже этого достаточно для того, чтобы оценить масштаб беспрецедентной ущербности проекта.
Площадь затопляемой территории составит 2,7 тыс. кв. км, а площадь подтопления земель грунтовыми водами – до 2,6 тыс. кв. км. Причем для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень воды на шлюзах и компенсировать перепад высот между Каспием и Азовом, придется едва ли не полностью спускать в канал реки Дон и Кубань со многими их притоками. Нетрудно догадаться, чем это обернется для Азовского моря, Краснодарского края и Ростовской области. Утверждается, что «столь глобальное вмешательство человека в хрупкую экосистему Маныча с неотвратимой неизбежностью приведет к системной экологической катастрофе региона. При этом экономическая целесообразность канала весьма сомнительна».
Согласно материалам недавнего круглого стола по этому проекту, который прошел в Торгово-промышленной палате РФ, объем земляных работ составит не менее 500 млн  куб. м, на 6 шлюзах нужно будет заложить более 3 млн куб. м бетона. Стоимость канала «Евразия» составит примерно 342 млрд рублей, а совокупные эксплуатационные затраты по данному коридору превысят 4,5 млрд рублей в год.
Что касается грузовой наполняемости предлагаемого пути, то, как отметил в ходе круглого стола профессор кафедры водного хозяйства и морских портов Московского государственного строительного университета Станислав Левачев, «нефть практически полностью переориентирована еще с советских времен на разветвленную систему трубопроводов. На водный транспорт она, скорее всего, не вернется: это экономически невыгодно».
На форуме было также отмечено, что строительство канала «Евразия» предполагает углубление уже существующих водных путей в регионе, построенных в 30–70-е годы. Кроме того, уже сегодня исчерпана пропускная способность Керченского пролива и проливов Босфор и Дарданеллы, по которым должен будет проходить маршрут нефтеналивных судов из портов Дагестана в Средиземное море.
Ситуацию также прокомментировал эксперт Международного союза общественных объединений «Славянские ключи» Александр Новиков: «Данная инициатива чем-то напоминает известный проект поворота сибирских рек в Среднюю Азию, чтобы «напоить» высыхающие земли региона. В наши дни эту тему вновь поднял бывший экс-мэр Москвы Юрий Лужков. К счастью, авантюристический проект, как и в советский период, не получил поддержки. Всякие попытки решить проблемы других регионов мира в ущерб экологии, национальным интересам страны, противоречат здравому смыслу и не имеют права на существование.
Очевидно, что и проект судоходного канала «Евразия» грозит непредсказуемыми последствиями для экологии региона, по сути продолжает практику дотирования Северного Кавказа на инфраструктурном уровне. Она может привести к выводу из оборота плодородных земель, социально-экономическим деформациям и, как следствие, существенным геодемографическим изменениям, осложнит отношения России с соседними странами, в частности с Украиной. Остается только надеяться, что если во времена сталинского беспредела идея строительства канала не получила поддержки, то в наши дни, когда роль общественности заметно возросла, инициатива Дагестана не будет реализована на практике».
Источник - ТПП-Информ



Поиск главная контакты карта сайта