Главная Новостная лента Новости гидрогеологии Учёные открыли на Ио океан магмы

Учёные открыли на Ио океан магмы

Вулканизм одного из крупнейших спутников Юпитера питается от глобального океана магмы, простирающегося под корой на десятки километров вглубь. К такому выводу пришли специалисты, сумевшие под новым углом взглянуть на старые данные.
Вулканы на Ио существуют повсеместно, в отличие от Земли, где они тяготеют к границам между тектоническими плитами. При этом на луне одновременно может работать до 10 вулканов, а за год там извергается в 100 раз больше лавы, чем на нашей планете.
Такая активность объясняется приливным разогревом недр спутника (он самый близкий к Юпитеру из крупных). Но всё равно оставалось непонятной такая распространённость вулканов на поверхности Ио. Загадку удалось решить одновременно с раскрытием другой тайны, на первый взгляд, с вулканизмом не связанной.
Собрать мозаику удалось, пересмотрев старые данные. Космический аппарат Galileo закончил свою миссию у Юпитера ещё в 2003 году, по команде с Земли нырнув в недра газового гиганта. Среди успехов того полёта было и несколько близких пролётов Ио. Тогда магнитометр аппарата показал, что луна искажает магнитное поле Юпитера, но почему так происходит — никто не знал.
По информации BBC, потребовалось открытие в минералогии, чтобы всё встало на свои места. Опыты в лаборатории показали, что когда породы с очень высоким содержанием магния и железа (типа лерцолита) плавятся, их проводимость взлетает на порядки. И это может создать тот тип магнитной подписи, что обнаружил зонд Galileo.
Так учёные высчитали, что под корой Ио существует магматический океан. Он начинается в 50 километрах под поверхностью и простирается вглубь ещё на 50 км. «И эта цифра является минимальной. Он может быть гораздо толще», — заявил один из исследователей Кришан Кхурана (Krishan Khurana) из института геофизики и планетарной физики Калифорнийского университета (IGPP).
Учёные говорят, что магматический океан составляет 10% от мантии спутника по объёму. Его температура, вероятно, превышает 1200 градусов по Цельсию. Он и отвечает за рекордный вулканизм Ио.
(Результат нового исследования давней загадки изложен в Science.)
Источник - MEMBRANA