Главная Новостная лента Новости гидрогеологии Океанологи и геологи изучили историю глобальных потеплений на Земле

Океанологи и геологи изучили историю глобальных потеплений на Земле

Хорошо известно, что 55 миллионов лет назад, на границе палеоцена и эоцена, на Земле произошло глобальное потепление – позднепалеоценовый термальный максимум. Температура планеты увеличилась на 5–7 градусов Цельсия и оставалась высокой около 170 тысяч лет. Это явление связывают с высвобождением углеродсодержащих газов из осадочных пород и созданием парникового эффекта. Во время потепления содержание углекислого газа в атмосфере составляло 2–3 процента, в то время как сейчас – только 0,3 процента. Термальный максимум сопровождался массовым вымиранием живых существ. В то же время он подтолкнул эволюцию млекопитающих, а значит, способствовал появлению нашего вида.
На фоне позднепалеоценового термального максимума другие колебания температуры этого геологического периода казались менее важными. Было известно, что во время эоцена случалось несколько локальных повышений температуры, но об их количестве и причинах детальной информации немного. Международная команда океанологов и геологов выяснила, что таких температурных максимумов было много, по геологическим меркам они оказались короткими (около 40 тысяч лет каждый) и, возможно, были связаны с изменениями эксцентриситета земной орбиты, то есть степенью её отклонения от идеальной окружности. Учёные выяснили, что причины, лежавшие в основе эоценовых периодов потепления, отличались от причин позднепалеоценового термального максимума. Статья об исследовании опубликована в свежем номере журнала Nature.

Работа основана на изучении изотопного состава раковин ископаемых фораминифер, поднятых со дна океана. Образцы были получены в Тихом океане к востоку от Японии, а также в Атлантическом океане около юго-западного побережья Африки и юго-восточного побережья Южной Америки. Раковина фораминифер состоит из кальцита CaCO3 и хорошо сохраняется в осадочных породах. Соотношение изотопов углерода 12C и 13С, а также кислорода 18O и 16O в раковинах позволяет получить информацию о геологических процессах, протекавших на Земле в момент жизни фораминифер. В случае позднепалеоценового термального максимума снижение концентрации 13С связывают с высвобождением углерода в результате вулканической деятельности и распадом метангидратов в их месторождениях. В случае частых и непродолжительных повышений температуры в эоцене ключевую роль, по-видимому, играл углерод, растворённый в океане. Он может переходить из свободной формы в связанную (и обратно) значительно быстрее, чем углерод, входящий в состав метангидратов, а эоценовые периоды потепления по геологическим меркам были очень короткими. Об этом сообщает STRF.ru.
Источник - Известия науки