В ООН признали неотъемлемым право человека на чистую окружающую среду

После 30 лет требований организаций гражданского общества, ассоциаций коренных народов и экспертов Совет ООН по правам человека одобрил резолюцию о признании права человека на здоровую и устойчивую окружающую среду.
Долгожданное для многих решение было принято на проходившей в начале октября в Женеве 48-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ ООН). В тексте резолюции указано, что чистая, здоровая и устойчивая окружающая среда является неотъемлемым правом каждого человека, и содержится призыв к странам мира приложить больше усилий для ее сохранения. Документ, подготовленный Коста-Рикой, Мальдивами, Марокко, Словенией и Швейцарией, был принят подавляющим большинством голосов (43 из 47). Четыре страны – Россия, Индия, Китай и Япония – воздержались. Подписание резолюции вызвало нетипичную для дипломатических залов реакцию – аплодисменты.

Российские ученые разработали новый биокомпозитный материал для очистки сточных вод

Команда ученых Российского государственного университета (РГУ) нефти и газа им. И.М. Губкина совместно с коллегами разработала биокомпозитный материал для очистки сточных вод от нитрит-, нитрат- и фосфат-ионов. Он позволяет снизить содержание загрязняющих веществ на 81–99%, до уровня ниже предельно допустимой концентрации для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурного назначения. В проекте под руководством академика РАН Алексея Дедова участвовали ученые из Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева (ИНХС) РАН и МГУ имени М.В. Ломоносова.
Присутствие в сточных водах промышленных предприятий химических загрязнителей в высокой концентрации создает серьезные трудности при их очистке. Один из способов решения этой проблемы ― предварительная детоксикация вод на установках локальной очистки непосредственно на предприятиях до сброса в городские коллекторы.
Среди биологических методов очистки одним из наиболее перспективных стало использование биопрепаратов на основе иммобилизованных микроорганизмов, которые хорошо зарекомендовали себя. Правильно подобранный носитель способен поддерживать прикрепленные клетки в жизнеспособном состоянии в течение длительного времени и защищать их, особенно на начальном этапе очистки, от повышенных концентраций токсикантов ― это повышает эффективность биодеструкции.

Целебные озёра в Саках могут погибнуть

В октябре этого года в сакском озере Ковш умерли все лебеди. Как сообщали местные СМИ, птицы погибли из-за сброса нечистот в этот водоём. На самом деле озеро Ковш – часть большого водоёма – Сакского озера. Ковш состоит из семи частей. Две части, Восточный и Западный бассейны, содержат уникальные целебные грязи, а остальные водоёмы отделены от них дамбами ради сохранения целебных свойств. Ковш – это буфер перед месторождениями целебных грязей. Загрязнение озёр, примыкающих к лечебным, было всегда. Гибель птиц – это только вершина айсберга. На самом деле целебные грязевые озёра могут погибнуть в любой момент.
– Там долгие годы существовал Сакский химзавод, накопилось очень много отходов, их объём оценивается примерно в 100 тысяч тонн. На огромной территории предприятия примерно в 60 гектаров полуразрушено всё. И там же вредные марганцевые отходы сбрасывались в ближайший водоём – Ковш. Сегодня они не утилизированы, на заводе всё разбросано, какие-то ржавые бочки стоят, из них что-то вываливается, на железнодорожных путях находятся какие-то платформы, – рассказал «Октагон.Крым» президент Крымской академии наук, эколог, доктор геолого-минералогических наук Виктор Тарасенко.
Тревогу бьют и общественники Сак. Марина Галаган и другие жители города регулярно пытаются обратить внимание властей на накопленные годами экологические проблемы сакских водоёмов. Однако, по её словам, чаще всего на запросы и письма компетентным органам приходят отписки.

Сергей Горьков: В геологической отрасли назрела реформа

Геологическая отрасль недоинвестирована, необходимо усилить ее значимость в стране. Об этом сообщил глава Росгеологии Сергей Горьков.
Комментируя предложение главы "Справедливой России" Сергея Миронова объединить Росгеологию и Роснедра, Горьков отметил, что в советский период геологическая отрасль была одним из сильных драйверов экономики, но в 1990 году произошел резкий обвал, и с тех пор геология находится в загоне. "В СССР было Министерство геологии, которое включало в себя производственные структуры, было огромное количество экспедиций и так далее. Сейчас Министерство природных ресурсов и экологии больше отвечает за политику, стратегию и регуляторику. Сделать такое же Министерство геологии уже невозможно, потому что у нас другая Конституция, и министерство не может выполнять физический объем геологоразведки. «Росгеология» - акционерное общество, нас можно приватизировать или докапитализировать. Объединить [c Роснедрами]? Мы не являемся органом управления. Ни в России, ни в мире нет такой формы объединения - мы выполняем разные задачи", - подчеркнул он в интервью РБК.
При этом Горьков согласен, что реформа в геологии назрела: "... обязательно нужно усилить значимость геологии в стране, потому что у нас заканчивается поисковый задел и отрасль недоинвестирована. Сейчас сохраняется какой-то запас, и мы движемся по инерции, а что будет через 30 лет? Очень важно комплексно решить задачу по воспроизводству запасов и расширению минерально-сырьевой базы, четко определив полномочия и ответственность, а как будет выглядеть структура - это всегда дело второе".
Источник - Агентство нефтегазовой информации

Ученые зафиксировали рождение подводного вулкана у восточного побережья Африки

В 2018 году у восточных берегов Африки образовался новый подводный вулкан — за его рождением наблюдала группа ученых из Франции. Исследователи опубликовали результаты своих наблюдений в издании Nature Geoscience.
Все началось весной 2018-го, когда установленные на африканском побережье сейсмометры зарегистрировали странное возмущение в районе морского дна между Мадагаскаром и Малави, в окрестностях принадлежащего Франции острова Майотта. Ученые, заинтригованные показателями приборов, решили разобраться в деталях фиксируемого сейсмического процесса, и разместили под морским дном дополнительные сейсмометры. Затем за участком наблюдали при помощи гидролокаторов на протяжении нескольких месяцев.
За время мониторинга были зафиксированы тысячи сейсмических толчков, которые исходили с глубин от двадцати до пятидесяти километров. Это гораздо глубже, чем ожидали ученые. Изучив все собранные данные, специалисты осознали, что на дне океана растет вулканическая гора — новый подводный вулкан.
На сегодняшний день высота нового подводного вулкана составляет 820 метров. Оценка объема лавы показала, что вулкан выбросил около пяти кубических километров вещества — это крупнейшее из зафиксированных подводных извержений. Ученые продолжают наблюдать за вулканом и делать новые открытия в процессе.
источник - PLANET TODAY

Правительство утвердило поправки в Водный Кодекс и наделило новыми полномочиями Минприроды России Правительство России на заседании утвердило три изменения в Водный кодекс, предложенные Минприроды. В частности, первое касается работников бюджетных учреждений, ведущих водохозяйственную деятельность. Теперь в кодексе будут установлены их полномочия, а значит люди не останутся без зарплаты, поскольку сейчас они перестали учитываться в базовых перечнях Минфина.
Вторая поправка позволяет прописать конкретные меры по предотвращению негативного воздействия вод, и дополнить способы инженерной защиты.
Третья поправка коснулась границ зон затопления в регионах. Законопроектом закреплена обязанность глав регионов об их установлении. Сейчас регион подаёт данные в Росводресурсы, и уже они вносят зоны в ЕГРН.
«По указу Президента границы 8546 населённых пунктов должны были быть установлены ещё в 2019 году. В Росводресурсы передана информация только о 5163. В ЕГРН внесено 4373 зоны», - объяснил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Также на заседании Правительства принято решение наделить Минприроды пятью новыми полномочиями в сфере охоты. Это связано с обновлённым законом об «Об охоте», который с 9 декабря 2021 года вступит в силу.

Арктическая вода: лёд, снег и артезианские скважины

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) масштабна во всех отношениях. Она занимает пятую часть площади всей страны, там добывается до 100% титана, циркония и редкоземельных металлов, ну и, конечно, 87% российского газа. Там же находятся «полюса холода» Северного полушария. Это якутские города Верхоянск и Оймякон. Последний был признан самым холодным населённым пунктом на планете с минимальной температурой -71,2°С.
Сейчас, правда, учёные говорят о смещении «полюса холода» в Гренландию. Также любопытно, что Оймяконский улус пока не входит в АЗРФ. То есть получается, что на сегодняшний день принадлежность к АЗРФ определяется, преимущественно, географическим положением региона. Наверное, это не вполне корректно, и следует учитывать условия проживания.
Как уже многократно отмечалось, экстремальные условия тормозят развитие инфраструктуры российской Арктики. Прежде всего, это относится к транспортной инфраструктуре, но и инженерная не менее важна. Именно она отвечает за комфорт, пусть и относительный, проживания на Крайнем Севере. Инженерная инфраструктура обеспечивает жителей арктических населённых пунктов электричеством, теплом, связью и водой.
Так устроено природой, что среднестатистический человек может прожить без еды более месяца, а без воды – не больше недели. Получается, что вода – вторая по значимости субстанция для человечества. Первая, разумеется, -- воздух. Уже через 5-6 минут без воздуха в мозге начинается необратимая гибель клеток.

Ученые объяснили, почему на Венере никогда не было океанов

Ученые из Швейцарии и Франции опровергли гипотезу о том, что раньше на Венере были океаны. Результаты цифрового моделирования показали, что шансов обзавестись собственными океанами у Венеры не было. Даже на ранних этапах ее развития, когда Солнце было слабее, чем сейчас, поверхность планеты была слишком раскаленной, а облака формировались только на ее ночной стороне. Статья опубликована в журнале Nature.
Вскоре после своего рождения 4,5 миллиарда лет назад молодая Венера, так же как и молодая Земля, была покрыта магмой. Чтобы образовались океаны, температура атмосферы должна была снизиться настолько, чтобы вода могла конденсироваться и выпадать в виде дождя в течение нескольких тысяч лет, как это произошло на Земле.
Климатическая модель, представленная авторами статьи, показывает, что такое понижение температуры было бы возможно только в том случае, если бы поверхность Венеры была защищена от солнечного излучения облаками. Без этого, хотя Солнце в то время было на 30 процентов слабее, чем сейчас, температура молодой планеты не могла снизиться до точки образования жидкой воды.

Ученые обнаружили большой разлом в последнем бастионе толстого морского льда в Арктике

Новое исследование документирует образование рифта (разлома) площадью 3000 квадратных километров в самом древнем и толстом арктическом льду. По словам исследователей, область открытой воды, так называемая "полынья"*, является первой областью к северу от острова Элсмир, самого северного острова Канады, и является еще одним признаком быстрых изменений, происходящих в Арктике.
В мае 2020 года разлом открылся на две недели в Последней ледовой зоне (Last Ice Area), участке морского льда площадью миллион квадратных километров к северу от Гренландии и острова Элсмир, который, как ожидается, станет последним убежищем для льда в быстро прогревающейся Арктике.
Образование полыньи было необычным из-за ее расположения у берегов острова Элсмир, где толщина льда достигает пяти метров.
«Никто раньше не видел полыньи в этом районе. К северу от острова Элсмир трудно перемещать лед или растопить его только потому, что он толстый и его довольно много. Итак, мы обычно не видели образования там полыней», — сказал Кент Мур из Университета Торонто, который был ведущим автором исследования.

Александр Козлов: «Геология. Возрождение легенды» - это инициатива, которая принесёт миллиарды рублей в бюджет

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, которое утвердило перечень стратегических инициатив – проектов, призванных повысить качество жизни людей и сделать российскую экономику более современной и гибкой. Правительственные инициативы подготовлены по поручению Президента России. Они станут мощным стимулом для социально-экономического развития страны и дополнят уже действующие механизмы достижения национальных целей.

«На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам мы подробно обсудили их с Президентом. Все инициативы нужны для более эффективного достижения национальных целей, которые определены главой государства на ближайшие 10 лет. А также – решения задач, которые глава государства поставил в посланиях Федеральному Собранию. Перечень инициатив учитывает все современные тенденции и вызовы, на которые предстоит ответить нашей стране в предстоящие годы. За каждой инициативой мы закрепили ответственное министерство, чтобы усилить контроль и добиться зримых результатов по каждому направлению», - сказал Председатель Правительства России Михаил Мишустин.

Суд запретил сносить ради обводнения солёного озера плотину на речке Горькая в Богдинско-Баскунчакском заповеднике

ООО «Руссоль» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к ФГБУ «Государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский», к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в регионе, к администрации поселка Нижний Баскунчак Ахтубинского района с требованиями: признать самовольными постройками сооружения (плотины) на речке Горькая и снести их.
В «Руссоле» считают, что плотины нарушают водный баланс, снижают уровень воды в озере Баскучнак, площадь которого с годами сокращается. Вместе с этим уменьшаются объёмы добычи поваренной соли.
Представители заповедника выступили против этой инициативы. Их доводы отражены в решении суда по делу № А06-11216/2020.

Суд определил Богдинско-Баскунчакский заповедник и управление госимуществом ненадлежащими ответчиками по делу, так как они не строили плотин и собственниками их не являются. Плотины сделаны из грунта и условно отнесены к гидротехническим сооружениям, документация на их строительство и ввод в эксплуатацию отсутствует. Построены они в период с 1950-1980 г.г. (когда точно, никто не знает) и не имеют инвентарной, реестровой записи.
Дамба используется как грунтовая дорога.
За несколько десятилетий на озере сформировался уникальный микробиоценоз посреди степи, поэтому разрушение дамб приведет к уничтожению этого микробиоценоза.
На основании изложенного суд отказал в иске ООО «Руссоль».