Новости гидрогеологии - Гидрогеоэкология

Проанализировав данные двадцатилетней давности, американские учёные нашли новые доказательства присутствия водяных струй на Европе

Американские ученые из Калифорнийского университета опубликовали в издании Nature Astronomy новое исследование данных, собранных космическим аппаратом «Галилео» более двадцати лет назад. Именно тогда зонду удалось пролететь над поверхностью спутника Юпитера – Европы – на незначительном расстоянии, и повторный анализ данных бортовых инструментов зонда помог зафиксировать момент, когда космический аппарат попал в струю воды, бьющей из-под поверхности планеты. Это еще раз доказывает наличие огромного океана жидкой воды под поверхностью Европы и делает планету наиболее вероятным кандидатом на наличие жизни в пределах Солнечной системы.
Наличие огромного соленого океана воды на Европе ученые предполагают уже давно. По их версиям, он может в два раза превышать объемы Мирового океана на нашей планете.
Планетологи также пытались установить наличие водяных струй на Европе, при помощи данных, собранных космическим зондом «Хаббл» за последние годы. Но аппарат ни разу не приблизился к поверхности планеты на расстояние, позволяющее с уверенностью говорить о наличии (или отсутствии) там водяных струй, бьющих из-под поверхности. Тем не менее, их возможное наличие было зафиксировано «Хабблом» в том же районе планеты, где собирал данные «Галилео».
Источник - GeoNEWS.ru

Двусторонняя российско-канадская встреча по вопросам расширения континентального шельфа в Арктике

С 15 по 17 мая 2018 года во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте им. А.П. Карпинского состоялась двусторонняя российско-канадская встреча по вопросам расширения континентального шельфа в Арктике.
Во встрече с канадской стороны приняли участие представители МИД Канады – руководитель делегации Канады директор отдела континентального шельфа Global Affairs Canada - Стефен Рэндалл (Mr. Stephen Randall) и заместитель Главы миссии Посольства Канады в Москве Стефен Джобин (Mr. Stephane Jobin), представители Геологической службы Канады: директор программы UNCLOS Мэри-Линн Диксон (Dr. Mary-Lynn Dickson), представитель Канады в Комиссии ООН по границам континентального шельфа д-р Дэвид Мошер, известные морские геологи Гордон Оуки и Руфь Джексон, старший гидрограф Гидрографической службы Канады Паола Траваглини (Ms. Paola Travaglini).
С российской стороны участие принимали представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации во главе с директором Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования А.В. Орлом. Делегацию от Федерального Агентства по недропользованию – Роснедра возглавил Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководитель Роснедра Е.А. Киселев и его заместитель А.Ф. Морозов. Также на встрече с российской стороны присутствовали представители Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Российской академии наук, ФГБУ «ВСЕГЕИ», ФГБУ «Внииокеангеология», АО «ГНИНГИ», Институт Океанологии РАН, ГИН РАН, ИМГРЭ.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин

Дмитрий Кобылкин представлен коллективу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Знакомство с новыми коллегами провел заместитель председателя Правительства РФ Алексей Гордеев, сообщает пресс-служба ведомства.
Он выразил от имени Правительства Российской Федерации благодарность предшественнику ямальца Сергею Донскому и работникам ведомства «за проделанную работу на историческом этапе развития страны и курируемых отраслей». Он также пожелал Дмитрию Кобылкину удачи на новом посту.
Напомним, Дмитрий Кобылкин назначен Министром природных ресурсов и экологии РФ 18 мая 2018 г. Указом Президента РФ. До назначения с 2010 года она возглавлял арктический регион в должности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Его работа была высоко оценена местным населением. Порядка 80% от бюджета региона шло на социальные расходы. Помимо этого управленец способствовал ряду успехов в развитии Арктики. Речь идет о строительстве морского порта Сабетта и запуске первой очереди завода «Ямал СПГ». В регионе реализуется проект «Северный широтный ход», благодаря которому Ямал и большая земля будут объединены.
Как сообщили в пресс-службе губернатора, все масштабные мероприятия в автономном округе с этого дня по регламенту проводит вице-губернатор ЯНАО Ирина Соколова.
Источник - Федеральный информационный портал «Вода России»

Российские геологи провели новое исследование дна моря Уэдделла

Полученная информация позволит уточнить геологическую историю региона, сообщил корреспонденту ТАСС директор экспедиции Владимир Крюков.
"В этом году мы провели первое исследование дна с помощью трехлучевого эхолота - нового оборудования, установленного на борту НИС "Академик Карпинский" и получили трехмерное изображение рельефа дна и его геологического строения на глубину 15 километров. Выяснилось, что в северо-западной части моря Уэдделла толщина слоя осадочных пород составляет около пяти километров", - отметил он.
Начальник отдела Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин уточнил, что сейчас информация о геологическом строении антарктических морей имеет чисто научное значение. "Полученные данные помогут понять геологическую историю Антарктики и разобраться в тектонике плит, которыми она сложена", - сказал он, пояснив, что "любая деятельность в Антарктиде и окружающих ее морях запрещена международными договорами".
По словам Крюкова, новые сведения важны для исследований в области палеоклимата, в частности, они помогут получить дополнительную информацию о времени обледенения Антарктиды. "Исследователи подледникового озера Восток в центральной части Антарктиды из Российской антарктической экспедиции и Санкт-Петербургского горного университета ранее пришли в выводу о том, что континент закован в лед уже более миллиона лет", - отметил он.

На Волге должны появиться автоматические системы мониторинга воды

В бассейне главной русской реки должны появиться автоматические системы мониторинга, которые бы выдавали информацию о качестве воды в режиме онлайн, считает начальник департамента Росгидромета по ПФО Владимир Соколов.
Правительство РФ утвердило паспорт приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги", который будет реализовываться до 2025 года. Сейчас Росгидромет готовит предложения по организации комплексного мониторинга с использованием современных автоматизированных систем, включая экспедиционные исследования от истока до устья реки.
Как рассказал "РГ" Владимир Соколов на 20-м международном научно-промышленном форуме "Великие реки", сегодня на Волге есть только ручные, рейдовые, экспедиционные наблюдения, но они не дают полной оперативной картины происходящего.
- Чтобы решить проблему, необходим целый ряд мероприятий, - считает он. - Начиная со стационарных постов контроля, которые автоматом могут практически каждую секунду собирать, обрабатывать и передавать информацию о состоянии того или иного водного объекта. Это могут быть буи, которые крепятся на якорь и отправляют данные через сотовую связь или спутник. Особенно это важно, когда речь идет о зоне на стыке регионов, которых в Волжском бассейне 39, и важно выяснить, откуда точно пошло загрязнение.

АО «ВНИПИпромтехнологии» начал работу над проектами реконструкции отвалов российских предприятий по производству минеральных удобрений

АО «ВНИПИпромтехнологии» (Инжиниринговый центр Уранового холдинга «АРМЗ»/Горнорудный дивизион Госкорпорации «Росатом») начал работу над проектами реконструкции отвалов российских предприятий по производству минеральных удобрений. Ученые ставят перед собой задачу снижения воздействия на окружающую среду не менее, чем в два раза.
В соответствии с договором на предприятии, расположенном в Ленинградской области, планируется изменить технологию заполнения отвала. В настоящее время образующиеся отходы доставляются на отвал вместе с технической водой по системе трубопроводов. «Предприятие собирается перейти на систему сухого складирования, что существенно улучшит экологическое состояние территории, исключит риски загрязнения окружающей среды. Наш проект предусматривает ликвидацию гидротехнических сооружений, мероприятия по защите поверхностных и подземных вод, обустройство противофильтрационной завесы по контуру отвала и другие мероприятия. Наш Инжиниринговый центр готов предложить решения, которые позволят не менее, чем в два раза снизить воздействие на окружающую среду», - рассказал генеральный директор АО «ВНИПИпромтехнологии» Алексей Шеметов.

Распределение пресной воды на планете меняется

На планете происходит глобальное перераспределение запасов пресной воды — к такому выводу пришли учёные из NASA. Они сопоставили информацию, собранную миссией GRACE, и данные других исследований и пришли к выводу, что регионы, где воды в достатке, получают всё больше влаги, а сухие становятся ещё суше. Причин тому несколько — естественные изменения, глобальное потепление и деятельность человека — и определить конкретных виновников удаётся не всегда. Но кое-что ясно уже сейчас: Китаю и некоторым другим странам пора задуматься о том, как лучше распорядиться водой.

Gravity Recovery And Climate Experiment (GRACE) — это программа, направленная на изучение гравитационного поля Земли. В 2002 NASA запустили на орбиту два одинаковых спутника. Измеряя расстояние между ними, учёные смогли отследить изменение гравитации Земли, а заодно — перемещение водных масс. В ходе нового исследования специалисты NASA проанализировали данные, собранные GRACE за 14 лет наблюдений. Поскольку они хотели понять не только, как менялось распределение воды, но и почему это происходило, они также использовали снимки других спутников, ирригационные карты и отчёты о деятельности человека.

Состоялось совещание с подведомственными службами Минприроды России по подготовке и проведению II Всероссийского водного конгресса

Директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды России Д.М. Кириллов провел совещание с подведомственными службами по подготовке и проведению II Всероссийского водного конгресса.
В мероприятии приняли участие представители Росводресурсов, Роснедр, Росгидромета, Росприроднадзора, ФГБУ «Центр развития ВХК» и Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Стороны обсудили проект деловой программы конгресса, содержание ряда круглых столов с участием подведомственных служб Минприроды России, а также потенциальных участников со стороны представленных органов власти.
II Всероссийский водный конгресс посвящен обсуждению направлений модернизации водного хозяйства России и всех отраслей водопользования с учетом современных экологических вызовов, потребностей в новых технологиях, моделях управления и финансирования. В рамках деловой программы состоятся тематические секции по развитию водного транспорта и туризма, эффективного использования воды в топливно-энергетическом, аграрном и промышленном комплексах, в атомной отрасли, сельском и коммунальном хозяйстве, пройдут обсуждения территориальных водных проблем в федеральных округах Российской Федерации. Отдельное внимание будет уделено защите реки Волга и озера Байкал, а также совершенствованию экологического законодательства в части охраны водных объектов.

Беларусь и Россия рассмотрят вопросы трансграничного мониторинга подземных вод

23-25 мая в Гомеле пройдет десятое заседание совместной белорусско-российской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики.
Участникам мероприятия предстоит рассмотреть вопросы качества воды и состояния водных экосистем, водохозяйственной обстановки, а также трансграничного мониторинга подземных вод в бассейнах рек Днепр и Западная Двина.
От Беларуси в заседании примет участие делегация во главе с замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андреем Хмелем.
Источник - «Союзное Вече»

Качество водоснабжения в Ленобласти улучшат

2,9 миллиарда рублей планируется потратить на объекты водоснабжения в Ленинградской области до конца года. На эти средства капитально отремонтируют 62 км сетей водоснабжения и 1,4 км сетей водоотведения, три водоочистных сооружения, пять артезианских скважин и канализационную насосную станцию, сообщает правительство Ленобласти.
В настоящее время работы по капитальному ремонту, строительству, реконструкции (в том числе проектно-изыскательные) ведутся на 108 объектах. К концу года завершится первый этап реконструкции комплекса водозаборных и водоочистных сооружений Бокситогорска, подобные объекты в поселках Мельниково и Каменногорск выйдут на пуско-наладку. В финальной стадии находятся работы по установке обеззараживающей системы водоснабжения - ультрафиолетовой очистке - в Рощино, Любани, Приозерске.
Кроме этого, проведены конкурсные процедуры на разработку проектно-сметной документации по строительству водозаборных и водопроводных сооружений в деревне Иссад и поселка Аврово в Волховском районе.
По данным правительства Ленобласти, в настоящее время в регионе 95 организаций обеспечивают централизованное водоснабжение, 94 – водоотведение. В Ленобласти работает 848 водозаборов, большая часть из которых берет воду из подземных источников, 481 водопроводная станция. Общая протяженность водопроводных сетей составляет порядка 5 тысяч километров. Также в области функционируют 560 канализационных насосных станций, 267 канализационно-очистных сооружений. Общая протяженность канализационных сетей – 3,8 тысячи километров.
Источник - 47news.ru

Ученые нашли в Карелии новые доказательства кислородной катастрофы, произошедшей 2 миллиарда лет назад

Международный коллектив ученых в Карелии нашел новые доказательства кислородной катастрофы, которая произошла на Земле 2 млрд лет назад. Об этом ТАСС сообщил старший научный сотрудник Института геологии Карельского научного центра РАН Павел Медведев, который принимал участие в исследовании.
По его словам, рядом с карельским поселком Новинка была пробурена скважина глубиной 3,5 км. Из нее извлекли 800-метровую последовательность горных пород, сформировавшуюся 2,1 млрд лет назад. Ученые из России, США, Великобритании, Норвегии и Эстонии под руководством геохимика из Принстонского университета Клары Блетлер исследовали найденные минералы, чтобы выяснить динамику химического состава воздуха в палеопротерозое.
"В результате исследования получен ряд доказательств, которые позволяют уточнить и количественно оценить, как быстро накапливался кислород во внешней оболочке Земли 2 млрд лет назад. Обнаруженное высокое содержание сульфатов в морской воде 2,1 млрд лет назад указывает на то, что скорость накопления кислорода была не постепенной, как ранее считалось, а скачкообразной. В относительно короткий по геологическим меркам интервал времени в течение 200-300 тыс. лет уровень кислорода резко возрос. Главное объяснение: в этот период появилось большое количество цианобактерий - первых фотосинтезирующих организмов", - сказал Павел Медведев.