Обнародованы результаты пятилетних наблюдений за распределением воды на Земле

Информация, собранная спутниками Grace за пять лет, позволила учёным составить новую картину распределения воды на Земле и того, как меняется этот показатель. Grace измерял сезонные изменения в запасах воды в более чем полусотне рек по всему земному шару. Помимо этого, данные отражают различия и изменения запасов воды в поверхностных водоёмах и реках, снеге и льде, а также в подземных резервуарах.

Таким образом, впервые были получены сведения о распределении запасов пресной воды на континентах. При помощи более длительных наблюдений появится возможность выявить долгосрочные зависимости в природных сезонных колебаниях и пронаблюдать, как доступность воды отражается на климате.

Форма молекул водяного льда в нанотрубках должна походить на структуру ДНК

Подробная компьютерная модель показала, что молекулы воды при отрицательных температурах и высоких давлениях внутри нанотрубок кристаллизуется в форме двойной спирали, похожей на ДНК. Компьютерные эксперименты проводились в Университете штата Небраска (США) под руководством Сяо Чэн Цзэна.

Вода в моделируемом эксперименте "помещалась" в нанотрубки под высоким давлением, варьирующимися в разных опытах от 10 до 40000 атмосфер. После этого задавали температуру, которая во всех запусках имела значение -23°C. Запас по сравнению с температурой замерзания воды делался в связи с тем, что с повышением давления температура плавления водяного льда понижается. Диаметр нанотрубок составлял от 1,35 до 1,90 нм.

Извержение вулканов приводит к обмелению рек

Извержения вулканов в северных широтах могут сильно влиять на изменение климата и уровень стока удалённых рек. К такому выводу после исследования, включавшего создание компьютерной модели специалистами NASA, и анализа записей об извержениях вулканов и климатических условиях в северном полушарии в одни и те же годы.

В ходе работы было обнаружено, что серия извержений вулкана Лаки в Исландии с июня 1783 года по февраль 1784 года, привела к отклонениям в температурных показателях и уровне осадков. При этом летом 1783 года наблюдался рекордно низкий уровень Нила, сток которого регистрируется с 622 года н.э. Приблизительно низкие уровни наблюдались после извержения вулкана Маунт-Катмаи в 1912 году, тогда же рекордно низкий уровень воды был зафиксирован у реки Нигер. В 939 году уровень Нила был также низким после извержения вулкана Эльдгьи в Исландии.

Вода и лед – знаем ли мы о них досаточно?

Вода и лед – знаем ли мы о них досаточно?‚Ћ

Ю. И. ГОЛОВИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Пожалуй, на Земле нет более распространенного и в то же время более загадочного вещества, чем вода в жидкой и твердой фазах. Действительно, достаточно вспомнить, что все живое вышло из воды и состоит из нее более чем на 50%, что 71% поверхности Земли покрыт водой и льдом, а значительная часть северных территорий суши представляет собой вечную мерзлоту. Чтобы наглядно представить себе суммарное количество льда на нашей планете, заметим, что в случае их таяния вода в Мировом океане поднимется более чем на 50 м, что приведет к затоплению гигантских территорий суши на всем земном шаре. Во Вселенной, в том числе и в Солнечной системе, обнаружены огромные массы льда. Нет ни одного мало-мальски существенного производства, бытовой деятельности человека, в которой не использовалась бы вода. В последние десятилетия обнаружены большие запасы топлива в виде твердых льдообразных гидратов природных углеводородов.

Тайна быстрого звука в воде

Эксперименты итальянских физиков позволили наконец-то дать окончательное объяснение явлению быстрого звука в воде. Из двух существующих сегодня теорий — вискоэластичной и двухкомпонентной — эти эксперименты подтвердили первую и опровергли вторую.

В обычных условиях скорость звука в воде составляет примерно 1,5 километра в секунду и не зависит от частоты звуковой волны. Однако уже давно известно, что ультразвуковые колебания с частотой несколько терагерц (1 терагерц = 1012 Гц) распространяются в воде со скоростью примерно вдвое большей. Это явление было открыто экспериментально 20 лет назад, намеки на него появлялись и при численном моделировании динамики воды на атомарном уровне

Новая редакция Закона утверждает новый порядок замещения постов в РАН

Новая редакция Закона утверждает новый порядок замещения постов в российских академиях.

Теперь президент Российской академии наук (РАН) утверждается в должности главой государства, а президенты отраслевых академий - правительством РФ. Таким образом, поправка, внесенная в законопроект депутатами Госдумы РФ академиком Жоресом Алферовым и профессором Иваном Мельниковым, о порядке утверждения в должности президента РАН, вокруг которой разгорелся сыр-бор (см. http://www.nkj.ru/news/7060), была принята.

SPECIAL OFFER

{mosimage}

Cпециальное предложение от  IAHS (Международная ассоциация гидрологических наук)
____________________________________________________________________

SPECIAL OFFER UNTIL 1 FEBRUARY 2007

For this limited period IAHS members can order any books published more than 10 years ago, i.e. in 1996 and earlier (publication numbers 237 and before), at a fixed price of 10 GBP each.

Details of the books can be seen at www.iahs.info (click on PUBLICATIONS then RED BOOKS)

Рассылка новостей №2/06 от СПб ИГЭ РАН

Теперь ежемесячно Вы можете получать самую свежую информацию из области гидрогеологии и геоэкологии прямо на свой почтовый ящик. (подписаться на рассылку можно здесь)

Нам бы хотелось, чтобы ресурс www.hge.spbu.ru стал местом централизованного обмена гидрогеологической информацией, поэтому приглашаем Вас к совместному участию в проекте. Если Вы владеете новой информацией, новостями, интересными заметками и статьями, то присылайте их нам на почтовый ящик  и мы с удовольствием опубликуем их на нашем сайте.

В Архангельске открылись юбилейные XXXV Ломоносовские чтения

В Архангельске открылись юбилейные XXXV Ломоносовские чтения. Глава администрации области Николай Киселев отметил то огромное значение, которое имеет это общественное и научное мероприятие...

Губернатор Николай Киселёв вручил награды лучшим из лучших в 2006 году авторским коллективам: Московского государственного университета геодезии и картографии - за проект космического мониторинга территории Архангельской области; компании «Севералмаз» и Института геоэкологии РАН - за экологический мониторинг алмазного месторождения имени М. В. Ломоносова; первой городской клинической больницы Архангельска и СГМУ - за научные исследования и проведение сложных нейро-хирургических операций, спасших жизни многих людей; а также директору «Детской школы народных ремёсел» Владимиру Бурчевскому и молодому учёному, первому в нашей области доктору психологических наук, доценту Института развития ребёнка Наталье Флотской.

В океане обнаружены сотни тысяч новых видов вирусов

Микробиологи и генетики из США и Канады опубликовали результаты первого широкомасштабного исследования вирусов, обитающих в океане. Работа проводилась методом метагеномного анализа — тотального выделения из проб ДНК и ее сравнения с имеющимися генетическими базами данных. Оказалось, что в океане живут сотни тысяч видов ДНК-содержащих вирусов, большинство из которых неизвестны науке. Морские вирусы могут играть важную роль в планетарном круговороте генов, вещества и энергии.