Вода как главный российский актив

Возможно, что в России появится еще одно РАО (российское акционерное общество). Основным активом новой организации станет - вода. Водохозяйственный комплекс страны находится в бедственном положении: изношенность насосных станций достигла 65 процентов, сетей - 65, очистных сооружений - 54. Водные артерии засоряются стремительными темпами. И все из-за того, что в России нет единого управления водными ресурсами.

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков предложил кабинету министров рассмотреть вопрос о совершенствовании управления водохозяйственным комплексом страны. Главная причина беспокойства г-на Фрадкова кроется в том, что несмотря на огромное количество водных ресурсов, в России есть проблемы с водоснабжением граждан и экономики, неравномерно распределяются водные ресурсы, остро стоит вопрос качества и чистоты воды.

Обнаружен эффект памяти в поведении пузырьков воздуха под водой

Открыто новое явление в гидродинамике: эффект памяти формы при отрыве от поверхности пузырьков воздуха под водой. Гидродинамические течения, движимые сингулярностями, но обладающие памятью, встречаются физикам впервые.

Капли воды, просачивающиеся через плохо закрытый кран, получаются круглыми вне зависимости от того, было ли выходное отверстие круглое, треугольное или же имело какую-то более сложную форму. Это неудивительно, поскольку поверхностное натяжение и вязкость как раз стремятся превратить любую исходную форму в круглую. Можно сказать, что под действием этих сил вода «забывает» свое начальное состояние.

Минеральные источники Беларуси

Институт геофизики и геохимии Национальной академии наук Беларуси приступил к разработке проектно-сметной документации для проведения геологоразведывательных работ в районе деревни Видзы-Ловчинские Браславского района, где обнаружен уникальный для Беларуси источник сероводородных минеральных вод. На эти работы выделено Br50 млн из госбюджета. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил заведующий лабораторией гидрогеологии Института геофизики и геохимии НАН РБ профессор Анатолий Кудельский.

Грозит ли Ладоге судьба Арала?

В конце сентября стало известно, что уровень воды в Ладожском озере упал почти на метр. Для мелкой южной Ладоги с ее развитым судоходством метр — это серьезно. Об этом сообщило Невско-Ладожское бассейно-водное управление (БВУ).

Что это — последствие засушливого лета или первый «звоночек» катастрофы, похожей на аральскую? Приладожские дачники переполошились: не пора ли продавать участки, пока берег совсем не отступил?

Капитаны судов, проходящих по южной Ладоге, говорят, что им приходится загружаться не полностью, иначе корабли могут сесть на мель. Впрочем, три года назад, по их же словам, было еще хуже — по фарватеру некоторых тащил буксир.

Гидроэлектростанция в шахте

Ученые Национального горного университета в Днепропетровске — заведующий кафедрой гидрогеологии и инженерной геологии профессор Иван Садовенко и профессор Юрий Разумный, кафедра систем электроснабжения, — придумали способ, как дать старым шахтам вторую жизнь. Они предложили использовать их в качестве… аккумулирующих гидроэлектростанций и решить таким образом острейшую проблему увеличения выработки электроэнергии во время пиковых нагрузок.

Ледники Гренландии стали таять быстрее

Ледники Гренландии стали таять быстрее, чем прежде. Ежегодно около 250 миллиардов тонн гренландского льда превращается в воду, которая стекает в Атлантический океан. Оценить масштаб этого явления позволили регулярные наблюдения за массой ледового покрова острова, проводимые с 2002 года при помощи двух искусственных спутников, расстояние между которыми меняется в зависимости от аномалий гравитации.

Примерно 10% всего льда на поверхности нашей планеты сосредоточены в Гренландии. Масса этой ледовой шапки, второй по мощности после Антарктиды, оценивается в 2,5 млн куб. километров. Если весь лед Гренландии растает, это приведет к повышению уровня Мирового океана на 7 метров. В последнее время состояние гренландских ледников стало объектом особого внимания, поскольку стало ясно, что если они начнут быстро таять (а в условиях наблюдаемого потепления климата это становится реальностью), то огромная масса пресной воды, поступившая в северную часть Атлантического океана, может остановить «конвейер Брокера» — глобальный круговорот океанических течений, ответственный за перенос тепла к северо-западным берегам Европы.

Новые результаты исследования структуры воды

Кластеы молекулы воды

Тонкий эксперимент однозначно доказал, что кластеры воды обладают большими электрическими дипольными моментами. Попутно выяснилось, что отдельные кластеры не замерзают даже при минус 150 градусах Цельсия. Структура воды становится еще более интересной, чем считалось ранее.

Несмотря на простую химическую формулу, вода — вещество с очень нетривиальными свойствами. Причина этого в том, что молекулы воды связаны друг с другом водородными связями. В жидком состоянии вода представляет собой не просто мешанину молекул, а сложную и динамически меняющуюся сеть из водных кластеров. Каждый отдельный кластер живет очень небольшое время, однако именно поведение кластеров влияет на структуру воды.

АКАДЕМИКУ Ю.С. ОСИПОВУ - 70 ЛЕТ

Ю.С. ОСИПОВ

АКАДЕМИКУ Ю.С. ОСИПОВУ - 70 ЛЕТ

Юрий Сергеевич ОСИПОВ – выдающийся российский учёный, специалист в области математики и механики, президент Российской академии наук. Родился в Тобольске 7 июля 1936 г. Окончил в 1959 г. Физико-математический факультет Уральского государственного университета. Начал свою научную и педагогическому деятельность в этом университете, продолжив ее в Свердловском отделении Математического института им. В.А. Стеклова АН СССР (впоследствии Институт математики и механики Уральского научного центра), где прошёл путь от старшего научного сотрудника до директора института. В 1965 г. Ю.С. Осипов защитил кандидатскуюдиссертацию, в 1971 г. стал доктором физико-математических наук, в 1984 г. избран членом-корреспондентом и в 1987 г. - действительным членом АН СССР.

Приказ минобрнауки о утверждении форм документов о присуждении ученых степеней

Вышел приказ минобрнауки о утверждении форм документов государственного образца о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий профессора и доцента.

С документом можно ознакомиться здесь

Госдума РФ приняла Водный кодекс

Новый водный кодекс РФ
Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении новую редакцию Водного кодекса РФ. Принятый документ направлен на совершенствование правовых отношений в области пользования водными объектами.

В тексте законопроекта уточняется, что водные объекты находятся в федеральной собственности. Однако при этом пруды и обводненные карьеры могут принадлежать субъекту РФ, муниципальному образованию, а также физическому или юридическому лицу.

Согласно принятому законопроекту, находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты относятся к объектам общего пользования: любой гражданин вправе бесплатно пользоваться ими для личных и бытовых нужд, передвижения, пребывания, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

При этом документ устанавливает, что ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, а для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет...

60 лет руководителю ВСЕГИНГЕО Владимиру Степановичу Круподерову

8 августа исполнилось  60 лет руководителю ВСЕГИНГЕО Владимиру Степановичу Круподерову.

На протяжении нескольких десятков лет  многогранная деятельность Владимира Степановича  связана с разработкой и практическим внедрением научных технологий в изучение  опасных инженерно-геологических процессов при выполнении особо важных задач на Дальнем Востоке, в  Средней Азии, Крыму и Кавказе, в Центрально-Европейской части России.  Блестяще решая эти задачи, В.С. Круподеров  проявил незаурядные способности организатора научно-исследовательских и полевых геологических работ.