Электронная карта загрязнений территорий Волжского бассейна будет сформирована к сентябрю этого года

«Региональный час» Минприроды России проверил готовность Костромской области и призвал принять активное участие в данном процессе.
Видеоконференция, посвященная экологическим проблемам Костромской области, прошла под председательством и.о. Министра природных ресурсов и экологии РФ Дениса Храмова.
Участники мероприятия заслушали доклад заместителя губернатора Костромской области Алексея Смирнова о ситуации в регионе и дали ряд рекомендаций. Подавляющее большинство из них касалось комплексного обследования акватории р. Волга и ее берегов и решения вопросов, связанных с загрязнением водных объектов сточными водами предприятий.
Напомним, в июле 2018 г. Росприроднадзор составил реестр основных загрязнителей Волги в целях исполнения протокола Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева «О сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги».
Проведено комплексное обследование территории Волжского бассейна во всех регионах, причастных к реализации проекта, в том числе – Костромской области. Результатом рейдовых мероприятий стало формирование перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на Волгу и её притоки. Проведена инвентаризация промышленных предприятий и инфраструктуры ЖКХ, поставлены на учёт затонувшие объекты. Выявлено более 500 нарушений природоохранного законодательства (из них 109 – несанкционированный сброс сточных вод). Была рассчитана общая сумма ущерба, нанесённого водному объекту (1 млрд 172 млн руб).

На Марсе впервые обнаружено озеро с жидкой водой

На Марсе есть жидкая вода, установила международная группа астрофизиков. Они обнаружили соленое подледное озеро на южном полюсе Марса и рассчитывают, что им удастся обнаружить и другие подобные озера. Открытие служит в поддержку идеи о том, что жизнь все еще может сохраняться на Марсе.
Радиолокационные данные, полученные от европейского орбитального модуля Mars Express, свидетельствуют о существовании на Марсе обширного резервуара с жидкой водой, покрытого толстым слоем льда и пыли. 20-километровое соленое озеро находится на глубине 1,5 км под Южной полярной шапкой в районе Planum Australe («южная равнина» на латыни).
Об открытии сообщила группа итальянских исследователей во главе с Роберто Орозеи, планетологом из Национального института астрофизики в Болонье (Италия), опубликовавшая соответствующую статью в журнале Science.
Они обнаружили доказательства захороненного озера в радиолокационных данных космического аппарата Европейского космического агентства Mars Express.

Дождевая вода поможет странам Карибского бассейна улучшить водоснабжение

Американские ученые из Сиракузского университета и Колледжа экологии и лесного хозяйства Государственного университета Нью-Йорка предложили внедрить системы сбора дождевой воды в жизнь населения государств Карибских островов. Проект позволит ликвидировать водный дефицит, существующий в регионе. Об этом сообщает научно-популярный сайт The Conversation.
Если раньше местные жители пользовались водой из родников, колодцев или рек, то в последние годы такая практика стала небезопасной. Бытовые и промышленные стоки, удобрения с полей, смытые дождями, загрязняют подземные воды, делая их непригодными для питья. Согласно данным Карибского регионального фонда по управлению сточными водами до 85% канализационных стоков в странах Карибского бассейна в настоящее время сбрасываются без предварительной очистки в близлежащие реки, ручьи, озера или в океан.
Для ликвидации водного кризиса экологи и изобретатели предлагают распространить среди местного населения простой и недорогой способ сбора, очистки и хранения дождевой воды. По их мнению, установка в каждом домохозяйстве специальных накопительных баков, соединенных трубами с водостоками крыш, сможет существенно улучшить круглогодичное обеспечение людей пресной водой для бытовых нужд. А емкости или резервуары большого размера помогут предпринимателям безостановочно заниматься производственной деятельностью.

Минприроды России разработало механизм экономического стимулирования недобросовестных недропользователей

Минприроды России внесло в Правительство РФ проект ФЗ «О внесении изменений в статью 43 закона РФ «О недрах». Изменения направлены на совершенствование правового механизма взимания регулярных платежей за пользование недрами и обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно-установленных сроков геологического изучения недр.
Законопроектом предлагается ввести альтернативный механизм экономического стимулирования недобросовестных пользователей недр к проведению работ по геологическому изучению недр в нормативно-установленные сроки.
В частности, устанавливаются повышающие коэффициенты к ставке регулярного платежа за пользование недрами. В случае, когда предельный срок геологического изучения превышен более чем на год, коэффициенты составят следующие размеры: за первый год, следующий за годом, когда указанный предельный срок геологического изучения недр был превышен, - 2; за второй год - 10; за третий и последующие годы - 100.
При этом вводимые нормы не распространяются на случаи уплаты регулярных платежей за пользование участками, находящимися во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также на участках недр, расположенных в российской части Черного и Азовского морей, Каспийского моря.

Ученые продолжают открывать новые вулканы на Ио

Итальянские ученые, работающие в команде миссии  Juno («Юнона»), проанализировали данные собранные космическим зондом НАСА в конце прошлого года и обнаружили на поверхности спутника  Ио новое тепловое пятно, которое может быть активным вулканом, не известным ранее.
Для четвертого по величине спутника  Солнечной системы вулканы не редкость. Ио считается самой геологически активной планетой  нашей галактики.  До сих пор исследователями уже было найдено на ее поверхности около ста пятидесяти действующих вулканов. При этом ученые склоняются к мнению, что неизвестными остаются еще около двухсот пятидесяти вулканов на поверхности спутника Юпитера.
Пятно, которое может оказаться новым вулканом, расположено поблизости от южного полюса Ио. На расстоянии трехсот километров от места новой находки есть другой активный вулкан, уже известный науке.
Подтвердить или опровергнуть предположение ученых помогут данные зонда «Юнона» после его следующего сближения с Ио: на этот раз зонд подойдет к поверхности планеты на более близкое расстояние. Когда космический аппарат делал снимок, на котором исследователи зафиксировали новый вулкан, он находился от Ио на расстоянии четырехсот семидесяти тысяч километров.
Источник - GeoNEWS.ru

Проект по спасению Северского пруда разрабатывает региональное Минприроды

В Свердловской области в скором времени может быть создано эксклюзивное гидроботаническое плато. Власти региона определяются с методикой, с помощью которой будет реабилитировано Северское водохранилище в Полевском. Анализы проб воды здесь показывают колоссальное превышение норм по содержанию вредных веществ. Устранение одной из основных причин загрязнения – кислых шахтных изливов из заброшенного Гумешевского рудника – решила взять на себя «Русская медная компания», предприятие которой работает в муниципалитете. На запуск системы нейтрализации шахтных вод инвестору придется потратить 25 миллионов рублей. Деньги на создание биологических очистных сооружений в виде плато придется изыскивать региональному и муниципальному бюджетам. Минприроды Свердловской области рассчитывает уже в текущем году утвердить программу мероприятий по реабилитации водоема, а также подписать трехстороннее соглашение со всеми участниками процесса.
Специалисты ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (РНИИКИОВР) обозначили технологии, с помощью которых власти Свердловской области и города Полевского смогут решить проблему с катастрофическим загрязнением Северского водохранилища. Ученые начали работу в этом направлении еще в 2016 году. Для определения реальных источников загрязнения водохранилища и разработки мероприятий по реабилитации водоема администрация Полевского городского округа заключила с РНИИКИОВР контракт стоимостью порядка 3 млн рублей.

Напомним, по итогам исследований ученые пришли к выводу, что основным источником проблем водоема в Полевском являются шламовые поля «Полевского криолитового завода» (ПКЗ, принадлежит «РУСАЛу») и кислые шахтные изливы давно брошенных Гумешевского и Зюзельского рудников (ООО «Железянский рудник»). В частности, ученые связали сформировавшуюся техногенную зону с влиянием шламового хозяйства ПКЗ, фенольных отстойников завода, фторсодержащих шахтных вод Гумешевского рудника, а также с попаданием в водоем грязных стоков с иловых карт очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации города Полевского.

Нормирование очистки сточных вод

Минстрой России разработал проекты документов, уточняющих систему нормирования очистки сточных вод. Предлагается ввести новые критерии качества стоков, синхронизированные с мировыми стандартами.
Согласно проектам, в отношении промышленных сточных вод будут действовать более жесткие стандарты очистки, тогда как к централизованным системам водоотведения будет применяться более мягкое технологическое нормирование, основанное на наилучших доступных технологиях. Для того, чтобы стимулировать водоканалы строить современные очистные сооружения, для бытовых стоков будут действовать льготные коэффициенты к оплате за негативное воздействие на водные объекты, а также особый порядок зачета указанной платы в счет средств, потраченных на реализацию водоохранных мероприятий. Кроме того, предлагается для каждой категории водных объектов установить четкие технологические показатели очистки сточных вод, что позволит обеспечить надлежащую охрану водных объектов и оптимизирует затраты на строительство и модернизацию очистных сооружений.
Действовавшая ранее система нормирования сточных вод не учитывала особенности их сброса водоканалами, где загрязняющие вещества образуются предприятиями, сбрасывающими сточные воды в централизованную систему водоотведения. Реализация новых норм, позволит четко разграничить ответственность между водоканалами и их абонентами за сбросы загрязняющих веществ.
Источник - НИА-Природа

В Забайкалье ввели режим обеззараживания воды на водозаборах

Режим обеззараживания введен на водозаборах Читы, Сретенска, Шилки и Кокуя Забайкальского края в связи с попаданием в зону затопления, сообщает пресс-служба губернатора.
"Из открытых водоемов рек Чита, Ингода, Шилка в подтопленных населенных пунктах отобрано и исследовано 23 пробы на наличие холерного вибриона, 17 проб питьевой воды из подземных источников централизованного водоснабжения – все пробы соответствуют гигиеническим нормативам. Введен режим обеззараживания на водозаборах Читы, Сретенска, Шилки и Кокуя. Осуществляется контроль за проведением обеззараживания", — говорится в сообщении.
Также из почвы отобрано 35 проб, по 26 завершены исследования, из них пять не соответствуют по микробиологическим показателям.
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что уровни инфекционной заболеваемости не превышают показателей июня-июля 2017 года.
Паводки в районах Забайкальского края начались 8 июля, в Чите это сильнейший паводок с момента начала истории наблюдения — 1936 года. В регионе введен режим чрезвычайной ситуации, создан оперативный штаб по ликвидации ЧС. В Забайкалье остается группировка спасателей из разных регионов Сибири. Власти Забайкалья 18 июля предупредили о возможной второй волне паводка в связи с интенсивными осадками в течение трех ближайших суток. Общий ущерб от первой волны оценен в более чем миллиард рублей.
Источник - РИА Новости

Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин утвердил перечни участков недр, предлагаемых в 2018 г. в пользование в целях геологического изучения

Перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счёт средств недропользователей, утверждены приказом Минприроды России от 13 июля 2018 № 324.
Перечни включают 8 участков недр: 2 – с прогнозными ресурсами углеводородного сырья, 4– твердых полезных ископаемых, 2 – подземных вод.
В частности, перечни содержат участки углеводородного сырья в Краснодарском крае с прогнозными ресурсами газа – 3,8 млрд т, нефти - 6,1 млн т и участок в Ненецком АО с прогнозными ресурсами нефти – 13,5 млн т.
В Кировской области предоставляются для изучения участки хвостохранилища с прогнозными ресурсами фосфоритных шламов.
В Республике Башкортостан в целях геологического изучения предлагается участок с прогнозными ресурсами золота россыпного, в Магаданской области – золота рудного.
В Ханты-Мансийском АО-Югра предоставляется для изучения участок с прогнозными ресурсами двуокиси титана, циркония.
В Краснодарском крае для изучения предоставляются участки с прогнозными ресурсами вод подземных теплоэнергетических, в Пермском крае – минеральных подземных вод.
Источник -  Пресс-служба Минприроды России

Представители пяти государств Тегеранской конвенции подписали Протокол по оценке воздействия на окружающую среду Каспийского моря. События ждали 15 лет

Внеочередная сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция) состоялась в 20 июля 2018 г., в Минприроды России.
Делегацию Российской Федерации возглавил Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин. В работе сессии приняли участие министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев,   заместитель руководителя по защите морской среды Организации по охране окружающей среды Ирана Парвин Фарчи, министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, председатель Государственного комитета по охране окружающей среды и земельным ресурсам Батырмырат Оразмырадов, а также представители ЮНЕП.
Основным итогом сессии стало подписание прикаспийскими государствами Протокола по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской конвенции (Протокол по ОВОС). Документ, принятый спустя 15 лет после подписания самой Конвенции в 2003 г., стороны назвали историческим. Он обеспечит продолжение практической реализации положений Тегеранской конвенции по защите экологии Каспийского моря, поможет рациональному природопользованию в регионе.

В Центральной Финляндии обнаружен еще один метеоритный кратер

26 июня 2018 года Геологическая служба Финляндии (GTK) сообщила об открытии 12-го импактного кратера на территории страны. Это стало возможным благодаря сотрудничеству GTK, Университета Тарту и Университета Хельсинки.
Подозрения о том, что воды озера Суммасъярви (Сумманен) скрывают следы падения метеорита, появились еще в начале 2000-ых годов после проведения аэроэлектромагнитной съемки, проводившейся с небольшой высоты. Она и выявила небольшую круговую аномалию на дне озера. Летом 2017 года подозрения подтвердила финско-эстонская экспедиция, проводившая в этом районе детальные геологические исследования.
Диаметр кратера в наше время составляет всего 2,6 км, но в момент образования он был гораздо больше. За прошедшие с того времени годы он претерпел сильные изменения, эта территория изменилась в результате процессов эрозии и воздействия ледников во время оледенений.
В ходе полевых работ в районе падения метеорита были обнаружены раздробленные и брекчированные породы, а также так называемые «конусы разрушения». Изучение таких пород под микроскопом выявило наличие в минералах планарных структур деформации и подтвердило импактную природу их преобразования. К сожалению, точное время падения и тип метеорита пока установить не удалось.
Кратер Сумманен стал 191-ым подтвержденным импактным кратером на Земле и 12-ым, найденным на территории Финляндии. Статью о своем открытии ученый опубликовали в журнале Meteoritic & Planetary Science.
Источник - Информационная служба ВСЕГЕИ