карта сайта
Контакты Главная рассылка новостей контакты Библиотека Рассылка новостей

  
Главная Новостная лента Новости гидрогеологии Под уровнем моря. Зачем на Белгородском водохранилище спустили воду
  



Информация

Подписка на гидрогеологические новости


Под уровнем моря. Зачем на Белгородском водохранилище спустили воду

«БелПресса» рассказывает о судьбе самого большого в области искусственного водоёма.
Белгородское водохранилище, именуемое в народе морем, создали на Северском Донце в 1985-м для обеспечения жителей и промышленности региона водой и улучшения санитарного состояния реки. В 2018-м оно неожиданно «обмелело».

Там, где три с лишним десятка лет кипела подводная жизнь, теперь воздух. Ветер шумит камышами, их оголённые корни похожи на узлы из верёвки. 
В середине водоёма торчат белые коряги – останки рощи, которая росла на берегу Северского Донца в «доморскую эру». На отмелях местами встречаются фрагменты кирпичных стен и одинокие кирпичи, оставшиеся от домов, попавших под затопление: чтобы наполнить водохранилище, переселили около 7 тыс. человек, снесли дома. 
Плотину начали отсыпать в конце 1970-х. Стройку то приостанавливали, то возобновляли. В итоге дамба протяжённостью 830 м была готова в 1985-м, а наполнился водоём примерно за полгода.


Есть несколько версий для чего создавали водохранилище. Самая необычная – про АвтоВАЗ, который могли бы построить в Белгороде, но не построили из‑за нехватки воды. В 1960-х Совет министров СССР действительно активно искал площадку для будущего завода. В числе 54 возможных мест строительства вполне могли рассматривать и Белгород, да только АвтоВАЗ начали строить на 15 лет раньше белгородской плотины.
Поэтому больше похоже, что изначально планировали брать воду из Северского Донца для питьевого водоснабжения города, как это сделали в Харькове, Донецке и Луганске. Но Белгород полностью снабжается водой из подземных источников. В этом плане водохранилище себя не оправдало.
Его промышленное и сельхоззначение тоже оказалось преувеличенным.
Поэтому основная роль водоёма – несовместимые на первый взгляд вещи: отдых и коммунально-бытовые нужды, под которыми подразумевается сброс очищенной воды с очистной станции канализации.
«Объём водохранилища при нормативном подпорном уровне – 76 млн кубометров, а очистные сбрасывают примерно 46 млн кубометров в год, – говорит Лилия Заболотная. – За год через водохранилище проходит 150–200 млн кубов воды. Свою функцию водообмена оно хорошо выполняет».
В народе водохранилище прозвали морем. Береговая линия растянулась на 85 км. Максимальная глубина водохранилища – 14 м, а средняя – 3,3.
— Если всё это один и тот же водоём, то почему Роспотребнадзор одни пляжи закрывает, а другие признаёт пригодными для купания?
— Выше центрального пляжа только ТЭЦ, но оттуда никто ничего в водоём не сбрасывает. Дальше идут промышленные объекты, частный сектор, а у реки Разумной есть труба больше метра в диаметре. Из неё день и ночь сливается вода с очистных сооружений. С этого места качество воды начинает ухудшаться, вода не то что неидеально, даже ненормативно очищена, – рассказывает Лилия Заболотная.
Лаборатория их управления берёт пробы воды каждую неделю:
«В районе Соломино пробы почти всегда показывают 4-й класс (это место, кстати, полюбилось рыбакам больше всего), тогда как для купания пригодна вода 2-го, максимум 3-го класса. Доходя до пляжа Масловой Пристани, грязь оседает и размывается – здесь вода 3-го класса и можно купаться».
Пляжи «Лазурный» и «Островок» – это уже не водохранилище, а отдельные водоёмы, соединённые с ним узким протоком.
В тихих и временами зелёных водах водохранилища живут лещи, язи, плотва, краснопёрки, окуни, щуки. Некоторые рыбаки рассказывают, что ловили даже сома и судака. В прошлом году сюда выпустили 300 тыс. мальков сазана.
Плотине потребовался капитальный ремонт после 30 лет эксплуатации. Летом 2018-го здесь открыли шлюзы и выпустили почти 60 млн кубометров воды из водохранилища, опустив его уровень с 114,5 до 111 м.
Такую же операцию проводили в 2003 году. Тогда плотину обследовали и решили, что ещё 10 лет она послужит.
«Каждый год мы проверяем её на пригодность к эксплуатации совместно с Ростехнадзором, Росприроднадзором и МЧС, а каждые пять лет обследуем и составляем декларацию безопасности, – говорит Парамонов. – Последний раз обследование проводили водолазы из Ростова-на-Дону в 2014 году. Они выяснили, что скрытым под водой картам нужен капремонт. Это плановые работы, никакой экологической катастрофы нет».
Карты – это бетонные плиты, которыми покрыта дамба. Оголившись от воды, они предстали не в лучшем свете: швы раскрыты, бетон крошится. Если ничего не делать, со временем волны вымоют из‑под них песок и окончательно разрушат карты. 
«Плотина застрахована на 500 млн рублей, – говорит Лилия Заболотная. – В случае катастрофы мы должны выплатить людям 147 млн рублей».
Но этого не произойдёт, пока за сооружением пристально следят.
Капремонт разбили на три этапа: в 2017-м всё подготовили, в этом году провели основные строительные работы. Старые карты раздробили и забетонировали по новой, швы загерметизировали. Теперь шлюзы закроют, и до весны – начала лета 2019-го водохранилище наполнится до прежних объёмов. На следующий год запланировали благоустройство гребня и ремонт дороги, которая идёт по плотине.





Поиск главная контакты карта сайта