Главная Новостная лента Новости гидрогеологии Кратер астероида, погубившего динозавров, раскрывает тайны геологам

Кратер астероида, погубившего динозавров, раскрывает тайны геологам

Международный коллектив ученых впервые проводит морское бурение крупнейшей астроблемы — кратера Чикскулуб, расположенного в Мексиканском заливе, сообщает Science. Считается, что метеорит, упавший в этот регион в меловом периоде, окончательно погубил динозавров. На прошлой неделе скважина достигла глубины 670 метров под морским дном и вошла в кольцевое поднятие кратера.
По общепринятой гипотезе, кратер Чикскулуб образовался 66 млн лет назад в результате удара гигантского метеорита. Размер кратера составляет 180 км, что делает его крупнейшей астроблемой в Солнечной системе. Кратер многократно исследовали и бурили на суше, а 5 апреля начали бурить его подводную часть с морской платформы в 30 км от берега. Портал Научная Россия рассказывал об этом проекте год назад в статье «Геологи исследуют подводный кратер от метеорита, который мог уничтожить динозавров».
Ученые проводят работы в так называемом кольцевом поднятии — центральной структуре кратера, изучение которой даст точные подтверждения импактного происхождения структуры. Сейчас пройдена отметка в 670 метров и достигнуты породы, содержащие коренные граниты, в которые собственно ударился метеорит, и обломочные породы, или брекчии.

Кольцевое поднятие — это особая структура, которая образуется в центре крупных ударных кратеров. Ученые полагаются, что в момент столкновения метеорита с Землей горные породы в месте удара расплавились, выплеснулись на какое-то время на высоту 10 км, а потом опустились, образовав кольцевую возвышенность. Сверху навалились обломки горных пород. В течение последующих нескольких часов поднявшиеся в океане цунами нанесли в свежий кратер песка и других морских осадков. Осадки продолжали копиться в кратере последующие миллионы лет.
На прошлой неделе геологи изучили трехметровый керн с глубины 670 метров, в котором обнаружены коренные граниты и минералы, образующиеся в трещинах, заполненных жидким расплавом. Это признак того, что бур попал в кольцевое поднятие. По поводу того, какой мощности будет эта структура, мнения ученых расходятся.
Ученые также обсуждают границу между породами мелового периода и следующего за ним палеогена (K-Pg граница). Обычно границу определяют по фораминиферам — одноклеточным животным, от которых остался только наружный скелет. Судя по фораминиферам, K-Pg граница пройдена на глубине 620 метров. Отложения цунами и импактная брекчия найдены на глубине между отметками 620 и 670 метров. Технически эти породы уже можно считать принадлежащими палеогеновому времени, но ученые продолжают именовать этот пограничный между двумя геологическим периодами слой — событийным слоем.
Ученые надеются найти в кольцевом поднятии следы древней ДНК. Ведь как ни был смертелен удар метеорита, но жизни вскоре вернулась в это место, поскольку образовавшиеся в кратере гидротермы служили источником питательных веществ.
1 мая скважина прошла отметку 700 метров. Через месяц, 6 июня, когда скважина достигнет глубины 1500 метров, работы прекратятся. Главное для ученых — найти слои, в которых нарушен порядок напластования: более ранние породы покрывают более поздние породы. Это будет служить безусловным доказательством того, что изучаемая структура представляет собой кольцевое поднятия.
Бурение кратера Чикскулуб началось 5 апреля 2016 года в рамках Международной океанской исследовательской программы (IODP) и Международной программы континентального бурения. Руководят бурением профессор Джоанна Морган (Joanna Morgan) из отдела наук о Земле и инженерной геологии Коллеж империал в Лондоне и профессор Шон Гулик (Sean Gulick) из Института геофизики Университета штата Техас в США.
Источник - Электронное периодическое издание «Научная Россия»